Улучшить инвестиционный климат в регионах

ЛДПР уделяет особое внимание развитию регионов страны. В ближайшие месяцы депутаты ЛДПР совершат деловые поездки и будут встречаться с избирателями в более чем 30 регионах страны. Партия выдвинула лозунг – «Следующие шесть лет – время регионов России».

Сегодня определены основные направлений улучшения инвестиционного климата в регионах, начиная от получения разрешения на строительство, присоединения к электрическим, газовым, водоснабжающим сетям, регистрации права собственности на землю, создаваемые объекты и заканчивая оценкой эффективности проводимых мероприятий.

По каждому из этих направлений определены показатели, по которым ведется оценка регионов. Например, доля малого и среднего бизнеса в контрактах на государственные и муниципальные услуги, количество процедур для получения разрешения на строительство, доля иностранных инвестиций и т.д. Потом идет сравнение регионов по этому показателю и определение «кто за кем», т.е. рейтинги регионов.

Какие проблемы сегодня отмечают предприниматели:

- чрезмерно высокий процент за кредит, который не дает развиваться компаниям, так как рентабельность производства, как правило, ниже банковского процента;

- административное давление снизилось, но не исчезло, есть и коррупция, преимущества нередко отдаются «своим» фирмам, близким к администрациям;

- число проверок сокращается, а количество запрашиваемых документов часто растет;

- выпускники школ, техникумов и вузов неохотно идут на предприятия промышленности и в сельское хозяйство. Предпочтение у них – торговля, сфера услуг.

Для улучшения положения дел создана компьютерная система «Region- ID», куда ежемесячно региональные власти вводят множество показателей по всем направлениям улучшения инвестиционного климата. Это позволяет понимать, улучается этот самый климат в регионе или нет. На этой основе определяются рейтинги регионов.

В каждом субъекте РФ в сети интернет создан инвестиционный портал, образованы специальные организации по привлечению инвестиций. Осуществляется постоянный обмен «лучшими практиками», т.е., как говорили раньше, − передовым опытом. Субъекты РФ и муниципалитеты принимают соответствующие концепции развития, внедряют стандарты, регламенты, чтобы упростить документооборот и разрешительные процедуры.

Через эту систему хотим административно подтолкнуть региональные власти, чтобы они улучшали свою работу по инвестициям. Сама система, однако, громоздкая, с обилием показателей, управлять с ее помощью сложно, потому что она содержит слишком много показателей, их надо ежемесячно вводить и обновлять, не редки ошибки при вводе. Серьезное строительство это 1, 2, 3 и более лет, а здесь ежемесячный мониторинг. Нужны немалые дополнительные финансовые средства и квалифицированные сотрудники.     Лучше придерживаться правила о том, что отрабатывать новые системы лучше вначале на примере двух-трех субъектов РФ. А потом расширять масштабы. Сегодня регионы уже приспособились, но надо делать так, чтобы мониторинг соответствовал периодам принятия решений, иначе избыток информации может препятствовать пониманию главного. «Суета сует».

При расширении масштабов цифровизации надо учитывать, что во многих муниципальных образованиях, да и в субъектах РФ, не хватает нужных специалистов, нет и дополнительных финансов. Из «цифровых кабинетов», когда все регионы в планах и отчётах- «под одну гребенку», без учета из особенностей и ресурсов, трудно эффективно управлять экономикой и социальными процессами в регионах. Это не запуски ракет, здесь много и случайного, и неучтенного, приписок тоже хватает. Конкурентный механизм   в экономике работает у нас недостаточно эффективно, а начальству надо рапортовать в основном о хорошем.     В привлекательные регионы люди и капиталы сами едут. И зазывать их не надо. А если из страны до сих пор в больших масштабах капиталы уходят, то, значит, привлекательности недостаточно. Вплоть до санкций всё зазывали иностранцев с их инвестициями. Шли медленно, а если приходили, например, в торговые сети, то своим импортом ослабляли местное производство и снижали привлекательность региона. Вот у них конкуренция жесткая, она направлена на то, чтобы уничтожать слабых и завоевывать новые рынки.  

Нельзя не вернуться к предложениям Владимира Жириновского по поводу проблемы экономического объединения регионов. Вдумайтесь, у нас 10 регионов производят столько продукции и услуг, сколько все остальные   регионы. Доходы развитых регионов превышают доходы бедных регионов в десятки раз. Большинство регионов с численностью 1-2 млн человек с нашим климатом и расстояниями никогда не станут инвестиционно привлекательными. И денег там мало, и молодежь уезжает. Целесообразно сделать 30 экономических районов, объединив по 3-4 области, республики. Через эти экономические районы вести распределение бюджетных денег на капитальное строительство, реализацию крупных инвестиционных проектов, создание систем цифровизации и управления.

Главный вопрос всегда – это люди, кадры, специалисты. Инвестиции придут, здания построят, машины и оборудование привезут, а кто работать будет на них? Гордимся, что у нас люди с высоким образованием. Но наши предприниматели нередко организуют производство не у нас, а в Китае. Там это проще, быстрее, и работники более дисциплинированные, чем у нас.  Главный недостаток сегодня — это упор на деньги, финансы. Миллиард туда, 10 млрд сюда, а кто будет работать, есть ли специалисты в регионах, поедут они туда вслед за инвестициями – вот главный вопрос.    

Мобильность кадров, возможность специалистам снять или купить жилье, делать карьеру, развиваться, жить в удобной среде – это важнейшее условие инвестиционной привлекательности региона. Люди – первичны, деньги – вторичны. Пока часто наоборот.     Вопрос также упирается в землю. Миллионы гектар пустуют, вокруг городов также много пустых земель, приватизированных банками и прочими организациями, которые делают вид, что занимаются сельским хозяйством, а на самом деле – ждут, когда там можно начать очередное безумное строительство 20-этажных коробок. Вспашут землицу, она, якобы, под паром. Не надо бояться дать настоящим предпринимателям, которые хотят заниматься производством, сельским хозяйством, землю бесплатно, с условием создания и развития бизнеса. Надо привлекать предпринимателей землей не только на Дальнем Востоке, но и во всех регионах России, особенно там, где следует быстрее повышать рождаемость.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020