Активная внешняя политика нужна России

В Госдуме состоялся правительственный час, где обсуждались вопросы внешней политики. Сегодня Россия столкнулась с явным, неприкрытым желанием США ослабить и даже уничтожить нашу страну.  Не прекращаются поставки вооружения на Украину. Без этой накачки американским оружием мы, по всей вероятности, давно бы уже пришли к разрешению этого конфликта, но американцам неймётся доказывать свою власть на планете.

Хочу напомнить в этой связи один исторический факт. Когда в США началась гражданская война, президент Линкольн направил министру иностранных дел России Горчакову письмо, в котором сообщил, что Франция и Англия готовы к вмешательству в гражданскую войну. Горчаков в ответном письме говорил, что Англия и Франция радуются тому, что происходит в Америке и хотят свержения президента Линкольна. «Только Россия поддерживала вас с самого начала и будет продолжать поддерживать в усилиях по укреплению вашего государства. Мы примем меры с тем, чтобы предотвратить разделение вашей страны». И в начале октября 1863 года Российский флот прибыл к восточному и к западному побережьям Соединенных Штатов. Время было согласовано на основе сообщений разведки о том, когда Великобритания и Франция намеривались начать свои военные действия. Россия не вмешивалась в гражданскую войну в Америке, но ее флот реально защитил внутреннюю целостность США. Если бы Россия этого не сделала, то Великобритания и Франция не позволили бы США стать единой страной.

Об этом, очевидно, не пишут в американских учебниках, поэтому нам надо напоминать о той роли России, которая позволила объединить все штаты Америки. Наверное, немногие западные политики помнят об этом, уроки истории для них необходимы.

Против России ведется целенаправленная информационная война. «Мягкая сила» в долгосрочном плане становится важнее «твердой силы». В этом сегодня главный вопрос противостояния государств в их извечной борьбе за территорию, ресурсы, транспортные коммуникации. Развязывать войну, применять «hard power» в отношении СССР не пришлось, но государство развалилось.

Попытки военных вторжений в Россию на протяжении веков оказались безуспешными. После второй мировой войны это стало совершенно понятно нашим западным «партнерам». Фундаментальная и прикладная наука стала готовить «soft power». Переход к «мягкой силе» означал создание методов информационной, психологической и идеологической войны против своего главного конкурента на планете, КГБ СССР слабо работал в этом направлении.

Развал СССР обошелся России и всем странам СНГ «дороже», чем потери в Отечественной войне. Производство в войну упало на 30%, в 1990-е гг. – на 50%. И до сих пор, спустя более тридцати лет, отдельные отрасли промышленности не восстановлены.

Люди больше живут прошлым, чем будущим. Но побеждают те, кто лучше понимают будущее, извлекают уроки из прошлого, стараются не повторять ошибок. И главное – мыслят и действуют самостоятельно.

К чему эти рассуждения? К тому, что на экономику и национальную безопасность сегодня надо смотреть по-другому и распределять ресурсы, интеллектуальные силы не только на «железо», военную технику, но и в возрастающей степени на подготовку методов ведения информационных и психологических войн. В последние два года мы это чётко осознали.

Когда перепрограммируют сознание людей на ценности конкурента, то и лучшая военная техника приводит к большим жертвам. Украина, ее население – наглядный урок.  «Мягкая сила» США по переформатированию сознания части единого народа работала на Украине 20 лет, затратили на словари, журналистов, новые учебники истории, «некоммерческие организации», по их утверждению, 5 млрд долларов. Мы давали ежегодные скидки на газ, нефть гораздо больше, чем эта вся сумма. «Мягкой силы» с нашей стороны было недостаточно, не задействовали сети некоммерческих организаций в Украине.

Вот наглядный пример эффективности «мягкой силы». Если также будем работать с бывшими среднеазиатскими республиками, не вникать, что там пишут в учебниках по истории, то через несколько лет и там националисты расправят плечи, американцы помогут им лучше понять свою «уникальность и идентичность» и будут отрывать от России. Контакты со странами СНГ развиваются, но чаще говорят о товарообороте, инвестициях, а не об образовании, учебниках по истории, подготовке будущих управленцев.

Мы нередко «экономим» на учителях русского языка, русских учебниках в странах СНГ. Военную технику надо обновлять, особенно сегодня, кто спорит. Но нельзя переоценивать прошлые представления о войне. Наш противник давно понял и рассчитал, что нужны «некоммерческие организации», и продвижение во власть «своих» людей во много раз эффективнее и безопаснее, чем военные столкновения. И вот, одна за другой восточноевропейские страны ушли от России, вступили в НАТО. Русофобия стала их товаром, за который они получают преференции от США.

Поэтому, чтобы избежать неблагоприятного для России варианта, надо гораздо больше научного и чиновничьего внимания уделить разработке систем «несилового» управления, больше задействовать «мягкую силу». Управление перемещается с полей сражения в виртуальную сферу. Под управления берутся помыслы, ценности, цели и мотивации жизни и поведения людей. Для чего? Чтобы установить тотальный контроль над поведением противника, его военачальников и основной массы населения. Для перепрограммирования сознания молодежи России с ценностей доверия, сочувствия, патриотизма на жестокость в отношениях и недоверию к своей стране, хорошо справляется «Голливуд». Если наша наука, кинематограф и национальная культура отступают, их переигрывают в конкурентной борьбе, то «мягкая сила» противника в конечном итоге может захватить страну без использования военной техники. Сегодня положение выправляется, но немало ещё «творческих» индивидов, прозападных бизнесменов, которые не понимают сегодняшнюю геополитическую ситуацию. Семь российских миллиардеров отказались от российского гражданства. Немало уехали из страны. Есть здесь положительное – страна очищается.

«Бей первым» – так надо действовать во внешней политике и в информационной войне, развязанной против нашей страны. Опережать надо в «мягкой силе», прежде всего – в науке, образовании, создании принципиально новых видов и военной, и гражданской техники, реальному укреплению научных, образовательных и технологических связей со странами БРИКС и ШОС.  Не оправдываться и словесно осуждать агрессивные действия США, а работать на опережение. Что в настоящее время и осуществляется.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020