Госдума заслушала отчет Счетной палаты. В немалых масштабах идёт нецелевое использование бюджетных средств, замедлилось импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении и в ряде других секторов экономики, ‒ стали всё больше завозить из Китая.
Вновь обнаружили неизлечимую болезнь долгостроев, которая была характерна и для советской экономики. Строй, как бы новый, а многие проблемы старые. Счетная палата обнаружила, что в стране более 60 тысяч недостроенных объектов на сумму порядка 4 трлн рублей, финансируемых из федерального и региональных бюджетов. Начинают, не заканчивают и начинают новые стройки. Колоссальное омертвление средств. Надо лучше работать региональным счетным палатам и своевременно докладывать губернаторам об ответственных лицах за долгострои.
«Бизнес не надо кошмарить», но надо избавляться жестко от того бизнеса, который кошмарит государство и население. Каждый год Счетная палата докладывает, что сотни миллиардов бюджетных средств расходуются нецелевым образом и не эффективно. Выделю две главные причины — воровство бюджетных средств в регионах идет из-за сращивания бизнесменов, чиновников и отщепенцев из правоохранительных органов. Вот такие триады образовались в ряде регионов. Без «крыши» и своих банкиров миллиарды не украдешь и за границу не вывезешь. Один из последних вопиющих случаев — это задержание некоторых высших должностных лиц Минэкономразвития, которые вместе с «предпринимателями» из Ставропольского края совершали, мягко скажем, противоправные действия. У задержанных роскошные особняки, люксовые автомобили, дорогие ювелирные украшения. И это в условиях СВО. Следствие идёт. Подобного рода случаев гораздо меньше, чем несколько лет назад, но сегодня их вообще не должно быть.
Предложение такое – Счетной палате должны быть подчинены все региональные контрольные счетные палаты. Вертикаль власти должна быть и плановая ротация ответственных лиц между регионами. Иначе, трудно будет избавится от кумовства и воровства бюджетных средств.
Вторая причина – до сих пор несложно превращать рубли в доллары, евро, юани и выводить из страны под разные «липовые» контракты. Есть международные «мастера» по изготовлению таких контрактов. Наше предложение состоит в том, что бюджетные деньги должны быть «окрашены» и их невозможно вывозить из страны и превращать в иностранную валюту. Для закупок по импорту валюта должна предусматриваться в проекте и выделять целевым образом. Здесь также нужно решить вопрос о перерегистрации металлургических, химических, добывающих компаний из зарубежных офшоров в российскую юрисдикцию. Ещё один пример. Не так давно было обнаружено, что владельцы металлургических компаний вывели в офшоры дивидендов на сумму почти в два раза больше, чем была зарплата работников этих компаний. А из бюджета идут деньги на льготы, дотации.
Счетная палата должна больше предлагать механизмы упреждения убытков. Для этого надо управлять еще более эффективно бюджетными средствами, создавать и применять инструменты управления, уделяя больше внимания этому, а не проверке бухгалтерских проводок.
Отказались от вывозных пошлин при экспорте нефти — и чтобы не уменьшились доходы бюджета, увеличили налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который является составной частью внутренних цен на нефть, бензин, дизельное топливо, авиационный керосин. И стали выделять бюджетные деньги нефтяным компаниям. Последние из-за роста НДПИ увеличивают и внутренние цены. Вследствие отмены экспортных пошлин им выгоднее нефть гнать на экспорт. Надо увеличивать, а не отменять экспортные пошлины на нефть, чтобы свое перерабатывающее производство развивать, а не чужое.
Но не только движение бюджетных денег и их эффективное использование должна проверять Счетная палата. Главное, как организован бюджетный процесс, и кто им управляет. Необходимым условием эффективности бюджета является привлечение к разработке проекта бюджета и к анализу его исполнения ведущих учёных экономистов. Если это условие не соблюдается, то бюджетные показатели постоянно корректируются. Не избежать при этом и коррупции.
Надо также обеспечить жесткий контроль за работой таможни, когда ввозят дорогие товары, выдают их за дешевые и резко снижают таможенные платежи в бюджет. Там миллиарды «скрываются». Последний случай — задержание и проведение следственных действий в отношении заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Е. Ягодкиной.
Помимо контроля расходования бюджетных средств Счетной палате надо больше уделять внимания выполнению государственных программ и национальных проектов. Бывает, что в планы деятельности министерств и ведомств своевременно не включаются показатели государственных программ и национальных проектов, то есть «наверху» программы и проекты составляются, а до конкретной деятельности федеральных и региональных министерств не всегда своевременно доходят.
В министерствах недостаточно хорошо поставлена работа по внутренним финансовым проверкам, что отмечает Счетная палата. Много незаполненных вакансий, высока текучесть кадров. Почему этот вопрос уходит из поля зрения руководителей министерств и ведомств. Ведь, понятно, что без создания квалифицированной службы внутреннего финансового контроля будут продолжаться злоупотребления.
Счетная палата регулярно делает заключения на проект трехлетнего бюджета. Такие заключения было бы целесообразно расширять предложениями по долгосрочному росту экономики на базе крупных бюджетных инвестиций, чтобы эти предложения не только бы отражали эффективность использования бюджетных средств, но были направлены на быстрое развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики.
М.Н.Сидоров