Надо активнее управлять структурой занятости, уверены в ЛДПР

ЛДПР со дня своего основания уделяла первостепенное внимание решению социальных вопросов: уменьшению бедности, повышению оплаты труда, увеличению пособий на детей, поощрению рождаемости.

В конце апреля 1991 года был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Была создана система региональных органов занятости, которая до настоящего времени поддерживает стабильность на рынке труда с тем, чтобы число и структура вакантных рабочих мест соответствовала потребностям трудоспособного населения в регионах страны. Службы занятости также призваны обеспечивать социальную защиту граждан, способствуют снижению безработицы.

Хотя безработица в стране сегодня находится на низком уровне (порядка 3 процентов), но все же значительно различается по регионам. Наиболее высока она, по-прежнему, в регионах Северного Кавказа, сельской местности. В крупных городах безработица незначительна. Здесь много рабочих мест, особенно в торговле, сфере услуг, службах доставки, на городском транспорте.

На Северном Кавказе в настоящее время создается много рабочих мест – строятся предприятия, развивается туристическая инфраструктура. Но, по всей вероятности, упор здесь надо делать на создание агропромышленных компаний, чтобы реально провести импортозамещение по овощам, фруктам, семенам сельскохозяйственных культур, на что еще расходуются многие миллионы валютных средств.  К тому же немало банков из дружественных стран, которые под давлением США и Евросоюза, отказываются осуществлять платёжные операции с российскими банками даже в национальных валютах.

Достаточно высокая безработица на селе и быстрый переток населения из сел и малых городов в крупные агломерации объясняется недостаточным развитием местного пищевого производства, консервных и сушильных предприятий, а также тем, что крупные агропромышленные компании часто предпочитают приглашать на работу мигрантов, а не местных жителей. Вот здесь как раз нужно больше поддерживать малый и средний бизнес, пищевое производство. Переработка сельскохозяйственных продуктов должна быть равномерно размещена по стране, так как это предопределяет и региональную сбалансированность трудовых ресурсов, и продовольственную безопасность регионов страны.

Слишком крупные животноводческие и птицеводческие фабрики, перерабатывающие предприятия, на первый взгляд, обеспечивают более низкую себестоимость мяса, молока и других продуктов, но они больше подвержены рискам эпидемий и форс-мажорных обстоятельств.

Нехватка рабочих рук объясняется в основном недостаточно высокой производительностью труда вследствие низких темпов автоматизации и механизации. Например, производительность труда в строительстве у нас ниже практически в два раза, чем в Китае и США. Собственникам строительных компаний до сих пор выгодно завозить мигрантов вместо того, чтобы вкладывать средства в новые технологии, механизацию и автоматизацию строительства. Процесс этот понемногу идет, но недостаточно быстро. А рост производительности труда в строительстве даже на 20 процентов позволил бы высвободить или дополнительно не привлекать порядка 1 миллиона человек, которые могли бы найти работу в других сферах, испытывающих дефицит рабочих рук.

Явно избыточная занятость у нас в торговле, в доставке, транспортировке. Более 11 миллионов человек занято в торговых организациях, еще более 6 миллионов на транспортировке и хранении. Это почти 25 процентов всех занятых в экономике. Каждый четвертый – торгует, перевозит и охраняет. Полезно вспомнить здесь опыт бывшей нашей большой страны. Во всех городах, и крупных, и малых, были торговые базы и хранилища, куда по железной дороге доставлялись крупные партии товаров, а далее, автомобилями развозились по магазинам. Сегодня множество многотонных фур и прочих транспортных средств снуют по всем дорогам, перевозят сравнительно малые партии товаров, а также увеличивают потребность в бензине, растут при этом и затраты на постоянный ремонт дорог.

Саморегулирование рынка должно дополняться планированием транспорта и торговли с целью уменьшения общих затрат. Сама по себе торговля – это достаточно примитивная сфера деятельности, которая не способствует росту интеллектуального потенциала нации. Снижение избыточной занятости здесь позволило бы высвободить или не привлекать не менее 2-3 миллионов человек, которые могли бы на базе профессиональных училищ, колледжей получить востребованные и нужные стране специальности для работы в машиностроении и других обрабатывающих секторах экономики.

В целом ряде регионов наблюдается дефицит медицинских работников, но вместе с этим появилось большое число частных медицинских центров, пунктов приема разных анализов, аптек. Здесь вновь идет саморегулирование рынка, которое приводит к недостатку врачей, медсестер, санитаров в больницах и поликлиниках, но к избыточному числу аптек, частных медцентров, которые создают определенные удобства для населения, но отвлекают сотни тысяч медиков от бесплатной медицинской помощи.

В государственных компаниях часто пытаются сократить численность управленческого и вспомогательного персонала, но если проследить не итоги очередного «сокращения», а статистику за ряд лет, то увидим рост управленческого аппарата на федеральном и региональном уровне, а также в крупных государственных компаниях.

Поэтому дефицит трудовых ресурсов вполне можно уменьшить, регулируя структуру занятости, используя экономические и административные методы. Сегодня в этом направлении предприняты конкретные шаги со стороны органов власти, но целесообразно шире использовать определенные нормативы численности занятых, более серьезное стимулирование нужных специалистов и ограничение притока мигрантов.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020