Управление инфляцией. Аналитика ЛДПР

Инфляция – это обесценивание денег, которое выражается в росте цен. Товар тот же самый, а стоит дороже. Есть простая формула, чем больше денег в обращении и чем меньше производится товаров, тем выше цены. Увеличивая ключевую ставку, Центробанк стремится уменьшить количество денег в обращении, но тем самым отрезает предприятия от доступных кредитов и сокращает увеличение производства товаров и услуг. Искусство управления инфляцией заключается в том, чтобы балансировать через ключевую ставку массу денег, с одной стороны, и объем производства товаров и услуг, с другой.

Но здесь видят только одну сторону экономического процесса — деньги, поэтому такая политика приводит к невысоким темпам экономического роста. Среднегодовой темп нашей экономики за последние тридцать лет менее двух процентов, у многих стран, особенно у Китая и Индии, он гораздо выше. Наша экономика неплохо развивается в последние два года. Но если бы осуществлялась адекватная финансово-кредитная политика, то не было бы такой инфляции, а темпы роста экономики и повышение реальных доходов населения были бы выше.

Многие производители продуктов питания недавно заявили о существенном повышении закупочных цен. Вслед за этим пойдут вверх и розничные цены. Причины подорожания: дорогие кредиты, увеличивающиеся расходы на транспортировку, персонал, упаковку и сырье. Центробанк с высокой ключевой ставкой разгоняет инфляцию — торговые организации всегда берут кредиты под оборотные средства.

Вначале надо ведь закупить товары, а только после их реализации приходит выручка. Поэтому для закупки товаров нужны кредиты. На обновление оборудования, машин в сельском хозяйстве, пищевой отрасли, да и во всех секторах экономики также нужны кредиты, и только с течением времени приходит выручка от эксплуатации нового оборудования и продажи произведенной на нем готовой продукции. Своих собственных средств на этапе закупок у подавляющего большинства предприятий недостаточно. Это экономическая азбука.

Недавно вот Центробанк сделал вывод о «перегреве» экономики. Этот вывод основывается на его данных о том, что производственные мощности у нас уже используются на 80 процентов. Но Росстат дает другие данные – 60 процентов. В Японии, например, производственные мощности используются на 100 процентов, во многих странах этот показатель находится на уровне 80 и более процентов. Что касается «перегрева» из-за дефицита кадров и низкой безработицы – 2,6 процента (2 миллиона человек), то это объясняется чрезмерной занятостью в торговле, как оптовой, так и розничной, а также в сфере услуг, операциях с недвижимостью. Надо вести активную политику занятости и перераспределять между секторами экономики трудовые ресурсы с помощью политики оплаты труда и налогов таким образом, чтобы промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт не испытывали нехватки рабочих рук. Тогда и проблема мигрантов не будет такой острой, вполне можно будет ограничиться своими трудовыми ресурсами.

Для этого нужны крупные инвестиции на автоматизацию и роботизацию во всех отраслях экономики, а высокие проценты по кредитам не позволяют сосредотачивать и мобилизовать инвестиционные ресурсы на этом жизненно важном направлении развития страны.

Необходимо также создать систему надежной профилактики и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок, где по данным Контрольного управления при Президенте РФ осуществляется прямое казнокрадство бюджетных средств до одного триллиона рублей в год. Ведь достаточно сопоставить цены закупок с рыночными и мировыми ценами, чтобы определить «взаимодействие» распределителей бюджетных средств с бюджетополучателями.

У пенсионеров, у многих работающих рост цен съедает все надбавки к пенсиям, к зарплате. В этом году цены опять вырастут как минимум на 7 процентов. Это в среднем. Но на продовольствие (хлеб, крупа, молоко, овощи, фрукты) рост будет еще больше. Это ненормально. Во многих странах цены так не растут. У нас уже цены на продовольствие, бензин, авиабилеты выше, чем в целом ряде других «рыночных» стран. Есть у некоторых соблазн объяснить эти явления расходами на СВО, но нельзя этого делать, поскольку и до этого шли похожие процессы с ценами.

Цены на авиационный керосин, на электроэнергию, бензин, железнодорожные перевозки уже привели к тому, что европейская часть России недостаточными темпами наращивает кооперационное взаимодействие с предприятиями Сибири и Дальнего Востока. Сибирь и Дальний Восток зависят от поставок продовольствия, лекарств, машин и оборудования, из стран-соседей. Соседям нужны в основном лес, нефть, уголь, газ и другие ресурсы.

Мало кто обратил внимание, что затраты на добычу нефти, газа, угля за последние три года уже значительно выросли. Вслед за этим ростом, увеличатся и цены на многие товары, включая продовольствие. Требуются ведь громадные капиталовложения на освоение новых месторождений и поддержку достигнутого уровня добычи природных ресурсов.

Надо также ликвидировать основной источник коррупции – он в слабой финансовой дисциплине и свободном ценообразовании, когда охота за сверхприбылью, причем быстрой, становится главным мотивом поведения предпринимателей. В других странах профсоюзы, общества потребителей стараются не допускать, чтобы прибыль по отношению к затратам превышала 20 процентов. Там все радуются, когда рентабельность больше, чем 10 процентов. Этой рентабельности достаточно, чтобы окупить затраты и развивать производство. В противном случае – это, извините, «грабеж» покупателя, потребителя

В настоящее время торговые организации имеют рентабельность 20-30 и более процентов. Рентабельность в сельском хозяйстве у производителей мяса, молока, картофеля не достигает и 10 процентов. Надо установить пределы торговых наценок. В оптовой торговле – не более 10 процентов от цены производителя, в розничной торговле – не более 20 процентов от оптовой цены. За нарушения – крупные штрафы.

ЛДПР вносила на рассмотрение Государственной Думы законопроект о регулировании цен, в котором предлагалось вместе с рассмотрением бюджета утверждать на год верхние пределы цен на основные продовольственные товары. Законопроект был отклонен. Необходимо вернуться к этому законопроекту, предложить необходимые изменения в финансово-кредитной политике, чтобы эффективно управлять инфляционными процессами, обеспечить устойчивый экономический рост и равномерное повышение реальных доходов населения страны.

 

Сидоров М.Н.

@smilemakc © 2020