
Сегодня Счетная палата будет отчитываться о проделанной работе в прошлом году, а также о перспективных направлениях в своей деятельности. Основная работа сотрудников Счетной палаты заключается в контроле за правильностью и эффективностью расходов федерального бюджета. Управление, как таковое, что компанией, что регионом, что государством предполагает контроль за решением поставленных задач, реализацией намеченных планов. Без контроля нет и управления. Была такая поговорка – «Что такое план? А сколько сделаем, такой и план». Слабый контроль и слабая ответственность приводят к потере управления. Поэтому работа Счетной палаты, те выводы и рекомендации, которые она предлагает, являются необходимым условием качественного управления экономикой страны.
В этом году исполняется 30 лет со дня организации Счетной палаты. Был 1995 год «сокрушительных» реформ в экономике, когда фактически и бюджета не было. Все было подчинено текущим событиям, инфляция измерялась десятками процентов, предприятия банкротились, разорялись, зарплата не выплачивалась месяцами. Все «прелести» того периода описывались не один раз, но создание Счетной палаты и в то время было положительным действием, помогало хоть как-то контролировать бюджетные расходы.
Сегодня Счетная палата – это полноценный орган власти, который выступает как бы в оппозиции к министерствам и ведомствам, поскольку проверяет, ревизует исполнение всех расходных статей федерального бюджета. И от квалификации, настойчивости сотрудников Счетной палаты зависит эффективность расходов бюджета, в определенной степени и благосостояние граждан, уровень зарплат и пенсий. Пресечение расточительности, ненужных затрат, нецелевого использования бюджетных средств способствует увеличению социальных расходов.
Счетная палата подотчетна нашему парламенту (Госдуме и Совету Федераций) и Президенту. Руководитель Счетной палаты избирается парламентом (из трех кандидатур) и назначается затем указом Президента на шесть лет. В США иная практика, там руководитель Счетной палаты назначается на 15 лет, что придает устойчивость его позиции на многие годы по отношению к исполнительной власти. Может быть, и нам следует к этому присмотреться. Есть такая закономерность – чем короче срок у выборных руководителей, тем они больше занимаются текущими, тактическими вопросами, не забывая и о личном обогащении. Решение больших стратегических задач требует большего периода времени. Главное здесь – не ошибиться в подборе руководящих кадров. Целесообразно после соответствующей подготовки направлять участников СВО именно в контрольные, ревизионные органы. Они более взыскательны к обману, воровству, так как прошли настоящие, суровые испытания.
В прошлом году Счетная палата провела более 300 контрольных проверок распорядителей бюджетных средств. Как и в предыдущие годы выявлены многочисленные нарушения на сумму более одного триллиона рублей. Впечатляющая сумма, но она повторяется все последние годы с небольшой вариацией.
По результатам проверок 74 материала были направлены в правоохранительные органы, возбуждено 21 уголовное дело и более 70 лиц привлечены к административной ответственности. На фоне потерь в размере более одного триллиона рублей это, очевидно, мягкие наказания. О необходимости их ужесточения в условиях СВО мы подчеркивали в аналитическом материале от 12.03.2025 года.
Велики масштабы незавершенного строительства. Выделим здесь две основные причины. Главное для регионов и руководителей компаний «попасть» в инвестиционные программы, национальные проекты. А затем в связи с инфляцией требуется все больше средств на завершение объектов и часть из них «замораживается». Это старая и пока неизлечимая болезнь. Хотя и здесь Счетная палата при подготовке заключения на проект бюджета могла бы сказать свое веское слово о необходимости сокращения вновь начинаемых строек. Известно, что первоначальная смета расходов оказывается на 20-30 процентов меньше, чем реальные затраты. Все объекты важны, но хуже, когда средства омертвляются на долгое время в незавершенном строительстве и фактически выпадают из денежного и товарного обращения, что замедляет рост экономики.
Вторая причина заключается в повышении процентов по кредитам. Здесь это касается и государственных, и частных компаний. Начали инвестиционный проект, рассчитали все статьи расходов и, вдруг, повышаются проценты за кредит. Еще и рубль девальвируется, закупки иностранного оборудования становятся дороже, и как следствие, проекты, стройки замораживаются.
Нередко также на конкурсах выигрывают компании с предложением наименьших цен за строительно-монтажные работы, затем цены на стройматериалы и технику растут, заключаются дополнительные соглашения по увеличению сметы расходов. Вот здесь Счетная палата дает пока мало предложений. Вопрос упирается в уже действующие механизмы встраивания нашей экономики в международную систему расчетов и во внешнеторговую деятельность. Для того, чтобы быстро развивать собственное производство, надо ограничивать импорт с помощью более высоких тарифов.
Счетная палата сосредотачивается в основном на проверке правильного ведения бухгалтерской и финансовой отчетности, но недостаточно тщательного анализа взаимосвязи между затратами и результатами. Бюджетные средства выделяются по всем расходным статьям, начиная от государственного управления и заканчивая отраслями социальной сферы.
Но вот каковы результаты в развитии отраслей экономики, в улучшении систем здравоохранения, образования от того, что были выделены и использованы бюджетные средства? Или, например, в течение года Правительство направляет десятки миллиардов то на поддержку автомобилестроения, то на развитие фармацевтических компаний и по многим другим направлениям. А вот как эти средства и с какой эффективностью использовались, насколько вырос автомобильный парк, какие лекарственные препараты были созданы и в каком количестве – здесь также недостаточно анализа взаимосвязи затрат и результатов.
Сегодня, на наш взгляд, необходимо активизировать аналитическую работу, обобщать факты и готовить больше предложений по повышению эффективности бюджетных расходов, включая более четкое определение приоритетов развития экономики в рамках стратегического аудита.
М.Н. Сидоров