
День фармацевтического работника в России отмечают 19 мая.
Профессиональный праздник у работников фармацевтической отрасли в России появился в 2021 году. Во многих странах он также отмечается. Это дань уважения тем учёным, медицинским работникам, фармацевтам, которые создают и применяют лекарства для профилактики и лечения.
Почему в качестве даты праздника было выбрано 19 мая? Именно в этот день в 1581 году по приказу Ивана IV Грозного открылась первая на Руси аптека, где занимались не только продажей, но и изготовлением лекарственных препаратов.
Немножко из истории. До открытия первой общедоступной «Нижней государевой аптеки» в 1672 году люди могли покупать лекарства только в народных аптеках — зелейных лавках. «Зельями» (от слова зеленый, то есть травяной) называли лечебные препараты.
В Москве в XVII веке существовало несколько аптекарских садов, где выращивали лечебные травы, ягодные кусты и плодовые деревья. Так, при главном аптекарском саде находилась особая коктория — прообраз фармацевтической лаборатории.
Первое фармацевтическое отделение для подготовки провизоров было открыто в 1808 году при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Студенты обучались «математико-физике», минералогии, ботанике, зоологии, химии и фармакологии. Учились пять лет, четыре из которых получали теоретические знания в академии, а один год — практические в аптеке.
Сегодня в России работает более 80 тысяч аптек. Население страны в целом обеспечено лекарствами, но для людей с невысокими доходами не все высокоэффективные лекарства являются доступными.
Индустрия производства лекарств в России уже целый ряд лет демонстрирует позитивную динамику. Появляются новые инвесторы, строятся предприятия – в последнее время было анонсировано несколько крупных многомиллиардных проектов по производству лекарств для лечения сердечно-сосудистых, онкологических, гастроэнтерологических заболеваний, диабета.
Но даже без новых мощностей объем производства лекарственных препаратов в России быстро растет. В денежном выражении - до 15% в год. А вот в натуральном (количестве упаковок) рост значительно скромнее. Большинство фармкомпаний частные, а им выгоднее дорогой ассортимент.
Растет доля отечественных лекарств, потому ограничивается увеличение объема закупок дорогостоящей терапии, представленной в основном импортными лекарствами. Активно идет импортозамещение.
Крупные международные фармкомпании уже практически не регистрируют в России новые препараты несмотря на то, что сохраняют присутствие на местном рынке. Так, ушли американские Bristol-Myers Squibb и Eli Lilly, но при этом передали свой местный бизнес-партнеру – швейцарской Swixx BioPharma. Теперь ряд компаний думает о возвращении на российский рынок, но их места уже заняты российскими, индийскими и китайскими компаниями. В области фармацевтики с нами также начинают сотрудничать иранские, турецкие и другие производители. Ассортимент лекарств возрастает. Появляются более дешёвые аналоги дорогих западных лекарств.
Доля лекарств импортного производства в денежном выражении составляет сегодня порядка 70%. А вот в натуральном выражении наоборот- доля отечественных препаратов значительно выше импортных. Массово производятся обычные общеупотребительные недорогие лекарства. Объем всех продаваемых только в аптеках лекарств приближается к 2 трлн рублей. Громадный рынок и много здесь желающих заработать.
Немало западных и восточных компании, которые локализуют производство в России, поскольку местные производители имеют преимущества по сравнению с импортерами с точки зрения ценообразования. Правительство контролирует цены производителей на жизненно важные лекарства, однако ежегодно Минздрав дает им разрешения на индексацию своих цен, чтобы компенсировать инфляцию. Кроме того, закупки импортных лекарств, у которых нет российских аналогов, обязаны производиться на основе 5-7 летних контрактов, закрепляющих цены на лекарства на весь этот период. Так что, определенные меры по сдерживанию цен на импортные лекарства приняты, но девальвация рубля всегда сказывается на росте цен на любые импортные товары. Сегодня рубль «окреп», но почему-то это не сказывается на ценах на иностранные лекарства. Маржа растет у тех, кто закупает их по импорту.
Оказывается, все хотят одного. Главная причина, по которой зарубежные производители локализовывают производство в России, – это желание участвовать в госзакупках. Для продажи лекарств в системе госзакупок надо обеспечивать рабочие места и вкладываться в экономику страны.
Второй мотив здесь – обеспечение долгосрочного роста продаж препаратов на российском рынке. Особенно это важно для препаратов, представленных в канале государственных закупок, региональных закупок, либо в госпитальных продажах.
Третья цель локализации производства – это разгрузка собственных производственных мощностей. Продажи растут, существующее производство уже не успевает удовлетворять растущий спрос, и встает вопрос о расширении производства, а именно − о строительстве новых заводов.
Но при этом все локализованные производства, как правило, не являются производствами полного цикла, а охватывают только завершающие этапы, то есть речь идет о чем-то аналогичном сборочным проектам в автомобилестроении. Например, хотя у «Novo Nordisk» есть несколько крупных предприятий в разных странах мира, сам инсулин делается только в одном месте – в Дании. Недостаточно пока мотивируется производство полного цикла, высокая степень коррупции и всё ещё не восстановленная научно-исследовательская база, создание которой потребует больших инвестиций на начальных этапах производства – вот основные причины «отверточного» импортозамещения. Но и это уже преодолевается- в фармацевтику пошли крупные государственные, частные и иностранные инвестиции. Производство и продажа лекарств — высокорентабельный бизнес во всём мире. Справедливости и гуманности бы здесь побольше по отношению к людям с точки зрения цен, назойливой рекламы и навязывания дорогих, но не всегда эффективных препаратов.
М.Н. Сидоров